я вот все думаю - а период лет 13-16 можно пережить как-то наиболее безболезненно? это ж просто пиздец, как там все мешается - внезапно появляется окружающий мир, который на тебя начинает реагировать и с помощью которого появляется куча всего, нужного и не очень. ты можешь быть абсолютно кем угодно, у тебя может быть любой абсолютно... гм... социальный статус среди сверстников - почему-то их мнение оказывается особенно важным - но кем ты ни был в своей компании, даже оно извращенно неправильно, входи ты хоть в элиту школы, хоть в ее же отбросы. и то, и то - бред сивой кобылы. можно быть кем-то средним, но по-любому общественное мнение будет и по-любому ты будешь от него зависим. реально - буквально весь ты оказываешься подвержен нехилому стрессу и разрываешься между, как минимум, собой, родителями и обществом (которое ближайшие окружение ака однокласники и прочие, недалеко от них ушедшие). и в итоге, патаясь как-то в этом выжить, приобретаешь кучу всевозможных проблем на многие годы вперед. интересно, где-нибудь есть статистика, насколько в этот период формируется то, что в дальнейшем составляет тебя?
короче вот это подростковое нечто можно как-то пережить наиболее безболезненно и что для этого надо? кроме как заранее начинать себе устраивать разборы полетов и к кризису быть готовым уметь и продолжать делать все то же самое - ничего в голову не приходит. т.е. грубо говоря, заранее научиться отслеживать в себе пиздец, чтобы потом было хоть немного понятно, что и откуда, и куда обращаться за помощью. ну и да, иметь таки эту помощь под рукой. это вообще реально сделать для человеческого дитеныша в 13 лет? и как это устроить? почему-то вся подобная херня, которая затрагивает так или иначе обучение чему-либо, выводит мысли к Уоткинс-холлу.